школьная”литература” – зло

Я никогда не позволял школьному обучению становится помехой моему образованию (Марк Твен)

Моя мама работает школьным библиотекарем. Очень любит свою работу, на чистом энтузиазме проводит занятия для младших классов по разным интересным темам и книгам. Так вот, даже библиотекари, в её лице, считают школьную программу по литературе ужасной.

Какой смысл современной российской школьной программы? Детям стараются привить знания классики и пичкают их литературой, написанной вообще не для них! Достоевский вовсе не для 16-ти летнего возраста писал свои книги. Салтыков-Щедрин, наверное, написал бы книгу о глупостях современной школьной программы по литературе: потому что он явно не хотел бы мучить детей романом “Господа Головлёвы” (еж если чего, то у него есть лёгкая и сатирическая история города Глупова). Вряд ли Гоголь хотел чтобы “Мёртвыми душами” травили души школьникам. Я плохо представляю себе Островского, как человека, но вероятно он был бы против преподавания своей “Грозы” в школе.
Вообще, самое замечательное в нелепой школьной программе по литературе – это монолог Чацкого: “А судьи кто? – За древностию лет к свободной жизни их вражда непримирима…” Наверное, он должен главным контраргументом школьников против засилья этой глупости.

На самом деле, российская система образования, именно в части литературы, ближе всего к посредственности, если исходить из известной фразы: “Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет.” Только, надо сразу оговориться – учителя не очень виноваты, многие из них хотели бы преподавать по-другому, но вынуждены преподавать это потому что к этому принуждает стандартизированная школьная программа.

Главным успехом школьной литературы должно было бы стать привитие интереса к глубоким книгам. Но вместо этого она работает как прививка – после этого ада многим уже никогда не хочется возвращаться к чтению классической литературы.

Как не парадоксально, но лучшее лечение болезни, которое я знаю – больше читать. Только не по школьной программе, а что-то адекватное возрасту: от Гарри Поттера до Марка Твена и Жюль Верна. Наверняка рассказы Купера про американских индейцев и первопроходцев вызовут больше интересна чем “Гроза” Островского. “Таинственный остров” Жюль Верна может возбудить интерес и желание учиться, особенно химии и физике. В противоположность “Анне Карениной”, которую вообще нужно запретить как пропаганду суицида среди школьниц.

Книжки должны доставлять радость, и быть источником положительных эмоций и мудрости. А школьная литература на энергию и любознательность действует больше как пиявка (не путать с медицинскими пиявками).

Замечательные русские классики будут интересны и полезны для прочтения в 20-25 лет. Кто-то способен их оценить и в 18, и в 16, но это не целевой возраст для этих книг! Книги нужно подбирать под возраст и под интерес. Для каждого возраста и характера можно найти одновременно увлекательные и полезные книги, не обязательно для этого выбирать только образцы творчества мёртвых классиков (были бы живыми – не были бы классиками).

В общем, надеяться на школу и институт нельзя. Хорошие книжки нужно искать и читать самому. Тогда можно получить массу положительную эмоций и не меньше пользы. Счастье человека – в его собственных руках.

 

 

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s