Жидкие роботы

Начну издалека…

Экономика – это наука изучающее поведение рациональных экономических агентов. В какой-то момент экономисты поняли, что люди – совсем не такие рациональные. И даже придумали новую науку – “Институциональную экономику”. Лучше всего её суть позволяет понять фраза одного нобелевского лауреата: “В институтах нуждаются ограниченно разумные существа небезупречной нравственности.” В общем, передовая наука уже давно не верит в совершенство человека.

Попробую передать еще одну мысль замечательной книги “How to Fail at Almost Everything and Still Win Big”, которая описывает как человеку справится с несовершенством собственной управляющей системы …

В чём, собственно, дело? Иногда хочется поверить, что если сконцентрироваться и сосредоточится, и быть таким старательным и трудолюбивым, как те замечательные люди, о которых нам рассказывали родители или учителя – то можно и отлично учиться в институте,  и быть суперпродуктивным и успешным в работе и спорте, и таким замечательным и успешным по жизни.  В общем, есть представление о каких-то людях сверхчеловеческой воли, несгибаемых как гвозди, которые могут сосредоточенно и планомерно идти к результату. Это представление подталкиваем к мысли о том, что для достижения успехов в чём-либо – нужно просто очень много вджобывать, без остановок и отдыха, и тогда вы сможете войти в этот ритм, и добиться сверх успехов.

На самом деле, это так не работает.

Такие представления, которые у многих еще ассоциируются с представлениями о тайм-менеджменте, рассматривают ситуацию так, будто человек – это робот, который дал себе команду, включил алгоритм, и по нему всё выполнил. Особенно такими хотят видеть своих сотрудников все начальники. Но человек так не работает. Потому что он не обычный работ, а жидкий, управляемый своей внутренней биохимией.

Что такое работ? Это механизм, способный работать строго по рациональному алгоритму. Было бы здорово, если бы мы, зная как поступать рационально, всегда делали именно так. Но многие ли на это способны? А почему не способны? Потому что, в отличие от роботов, слава богу, у нас есть такие замечательные вещи, как “настроение”, “желание” и “самочувствие”. Бывает, что совсем нет настроения работать, весна началась, солнышко на улице, хочется идти гулять, общаться с противоположным полом, ну и т.п.. И очень сложно заставить себя сидеть и работать/учиться. Или бывает что после обеда очень хочется лечь и поспать, вместо того чтобы делать разные дурацкие дела. Почему всё это происходит? Потому что есть определенная биохимия, которая нами управляет. Например, вечером голова работает хуже в части креативных решений. После обеда бывает хуже соображалка. Когда мы очень долго сидим и работаем/учимся – тело ноет, и хочет чтобы ему дали выплеснуть энергию.

Секрет счастья может крыться в том, чтобы жить в гармонии со своей биохимией. Отчасти можно ей поддаваться, и лениться, когда она не хочет, чтобы вы занимались делами. Но лучше биохимией пытаться управлять. Например, определенные режимы питания, сна, отдыха – влияют на  эмоциональное состояние и настрой. Можно научиться себя биохимически программировать.

Очень умозрительно получается. Давайте попробую рассказать личные примеры:

Я точно знаю что лучше всего работаю сразу после сна. С утра я встаю и сразу сажусь за ноутбук. Часто даже не завтракаю перед этим. До полудня я успеваю сделать очень много. Но после обеда мне работается тяжело. Так зачем себя заставлять? Всегда, когда у меня получается, я работаю из дома и сплю после обеда. А потом, после хорошего отдыха, я с 15 до 18ч свежий и отдхонувший успеваю сделать то, что иначе делал бы через силу и с трудом в полтора раза дольше и через силу.

Я считаю зарядку очень полезным делом, но делать её с утра мне не хочется. Зато зарядку очень хочется сделать в середине дня, когда после 2-3ч в сидячей позе всё тело уже затекло. Поэтому зарядку я всегда делаю перед обедом. Это даёт большой заряд бодрости и пробуждает аппетит.

Очень хочется чтобы в жизни был больше удовольствий. Тоскливо работать или учиться, не понимая каких удовольствий от жизни ты получишь. Я давно заметил, что если планирую для себя интересный отдых на вечер, и особенно если он начинается рано (ок.19ч), то я работаю с большей концентрацией, чтобы точно успеть закончить все дела и пойти на свой отдых (в спортзал, на танцы, встретиться с другом и т.п.). В те дни, когда у меня нет плана по отдыху на вечер – нет стимула быстрее делать дела, т.к. их можно растянуть на долго и делать весь вечер, в итоге в эти дни я меньше успеваю, больше устаю (потому что не было отдыха), и меньше доволен этим днём. Последние несколько лет стараюсь планировать себе отдых каждый вечер. Удивительно, но это сделало намного более продуктивной мою работу!

Возвращаясь ближе к биохимии – человек ведь сильно химически зависим от того, что он кушает. Так можно подобрать себе функциональную еду! Например, я заметил что на меня плохо действует кофе. Оно бодрит меня на 5 минут, а потом наоборот клонит в сон. Зато зелёный чай и горький шоколад меня очень бодрят. Поэтому, когда приходится до поздна работать, и усталость или отсутствие сна мешают сосредоточиться – я себе помогаю чаем и шоколадом. Еще из биохимии: часто хочется спать после обеда, особенно после жирного и плотного обеда, т.к. организму не хватает энергии на переваривание. Секрет биохимии – в конце такого обеда съесть что-то сладкое, и это выправляет проблемы с уровнем инсулина в крови, который иначе приводит к эффекту сонливости. Съел еще больше, а спать хочется уже меньше! Химия.

Говорят, на солнце вырабатывает витамин D. Я не верю, т.к. не понимаю этого, но тем не менее оно на мне, видимо, работает. Если даже я занимаюсь спортом, хорошо питаюсь, и вообще веду энергичную жизнь, через неделю-две может возникнуть депрессия, если всё мое пребывание на улице заканчивалось перебежками от дома до метро и от метро до спортзала. Заметил, что если я хотя бы раз в неделю провожу много времени на свежем воздухе, то общее самочувствие и настроение – намного лучше.

Это всё было очень поверхностное и сумбурное изложение. Но если вы попробуете прислушаться к себе и планировать свою биохимию – можете найти способы очень сильно поднять уровень жизненной энергии и настроения. Подробнее об этом – можно почитать в книге, название которой я приводил в начале этой записи.

Очень важный вывод, который я сделал для себя, и которого нет в книжке – нужно всё пытаться делать с искренним интересом и удовольствием. Тогда продуктивность будет кратно выше, и появится удовольствие от рабочего процесса. На самом деле, хотя иногда кажется что работодатели нам платят за 8-часовой рабочий день, они нам платят за результат. И по моему опыту – иногда тот же результат можно достигнуть за меньшее время, или за то же время достигнуть больший результат. Просто это должно быть время не строго с 10 до 19, с перерывом на обед, а то время, в которое вы по своему состоянию лучше готовы к продуктивной работе. Отдельно про то, как выбирать это время, я еще напишу.

 

 

Leave a Reply

